Анатомия завоза. Часть 2

Первое судно — сухогруз Яков Свердлов, с которого начиналась моя летопись морских походов.
Их было много, и разных. Но, особо запомнились ДВА — это «Яков Свердлов», и д/электроход «Ангара». По причине не одного, а нескольких рейсов на этих судах по завозу.

Прочие — наливные, суда по овощному завозу, мелкие каботажные местной прописки — я уже не помню)
На одном небольшом сейнере,  я ходил с капитаном Клочковым на Уруп,  за взрывчаткой. Рыбокомбинату «Островное» позарез нужна была взрывчатка — что-то связанное с будущим строительством. Договорились по своим линиям с верхами, вышли на нашего ком полка. Он вызвал меня, подняли документы о почти 2-х тоннах взрывчатки, что хранилась в нашем подразделении на о. Уруп, или нашей точки «Кастрикум».

— Задача понятна?
— Так точно, таащ командир!
— Все, выполняйте, жду докладов по прибытии!
Ну и вперед!

Вот так и отправились на маленьком судне, которое подобрало меня с Итурупа. Пожилой, уже в годах, капитан любезно потеснился в своей крохотной каютке. Выделил мне диван, что вполне удовлетворило мою неприхотливую душу)

судно-Щикотан
судно-Щикотан

Двинулись в сторону острова Уруп. Переход недолгий, это ближний к Итурупу остров. Так что дошли спокойно, без происшествий.  Осталось выполнить задачу, да так же потихоньку вернуться назад.

Задача то несложная — лишь перевезти 1796 кг. взрывчатки. Груз этот типа тротил — точно не помню,  в кубиках, наподобие мыла, упакованный в небольшие, как патронные, ящики. Детонаторы и огнепровод хранились в отдельных упаковках. Все бы хорошо, кроме собственных плавсредств на погрузку-выгрузку груза! На борту нашего суденышка была лишь деревянная весельная шлюпка, хрен ее знает каких годов. Да и ту возили лишь для отчета по безопасности, не иначе))

В общем по нашим прикидкам, что бы снять груз нужно было сновать на этой лодчонке не один светлый день.  Да еще беспрерывно меняться на веслах, выгребая между островом и нашей «коробочкой»! Задача явно не с теми уравнениями, а тогда что придумать?
Рота — не поможет! Нет, и не положено там никаких плав. средств! Ближе к берегу подойти мы не сможем, есть определенные ограничения для островных подходов. И главное! Нет никаких причалов для разгрузки-погрузки сухогрузного транспорта!

Пришлось бы вывозить с помощью весла и мата. Я уже прикидывал, как со старым капитаном буду в паре выгребать к острову, и назад)) И тут судьба смилостивилась над нашими «немощными» попытками! К нам направлялся катер «Fish» инспекции! Может приняли за рыбаков браконьеров, может за нарушителей покоя морской выдры — не знаю! Но, с их грозного красавца- катера последовала команда на выход капитана.

Клочков в валенках с галошами потрусил к правому борту. Состоялась встреча, что вдруг продолжилась радостными возгласами, задорным смехом, и взмахами рук в приветствиях.
— Клочков! Итит твою налево! Ты, чтоль? Во, бляха медная, ну никак тебя, чертяра здесь не ожидал встретить! — Широкоплечий здоровяк в мундире инспектора, руками потряс в воздухе.
— Сергеев! Иван! Вот так встреча! Уж точно бы не подумал! Во, красавец — инспекшен!
— Ну давай, перебирайся ко мне, поболтаем, пока есть у нас время свободное! — инспектор пригласил Клочкова к себе в гости.

Гостевание растянулись не меньше часа, но, к нашему общему облегчению с ПОЛЬЗОЙ для нас!
Клочков, как непьющий, прихлебывал вкусно заваренный чай, а его давний друг — инспектор, накатил, отпивая глоточками, почти пол-бутылки армянского коньяка. За время беседы договорились, что инспекторский борт выделит на время погрузки свое моторное плавсредство! С помощью его мы и управились с вывозом на борт нашего опасного груза.

Решил ПОДЧЕРКНУТЬ финал нелегкой работы по перетаскиванию тяжеловатых ящиков с уложенными брикетами взрывчатки. Разжал руки, и он с грохнулся на железную крышку трюма. Я радостно и громко крикнул —
— Все, последний! — и торжественно повел взглядом по палубе. Рассчитывал на реакцию радости нашей немногочисленной команды. А на палубе пусто! Всех, как ветром сдуло от моей «шутки» с 16 кг взрывчатки! Они плашмя лежали на палубе, щемясь к воображаемым железным укрытиям.

Стоял капитан, стоял я, и мы смотрели друг на друга.
— Мда…  — медленно и озадаченно протянул кеп. — Эт хорошо не смесь гремучая, а то уже по пути к воротам были бы! — он как то кисло улыбнулся, чему то своему, что пришло на ум.
— Да не, Иван Сергеич, это не тот случай! Этими брикетами можно и печку топить, ничего не будет!
— Знаю, потому и стою здесь, а не прячусь в щелях, как некоторые! — тут уж он от души засмеялся, глядя как собираются напуганные моей выходкой моряки.
— Да какие шутки от двух тонн взрывчатки! От нас и пыли не останется, завязывай Саня с таким черным юмором — рядом бормотал помощник Клочкова.

В ночь тронулись в обратный путь. Весь процесс перевоза груза на коробку за нами постоянно «шпионили» любопытные, и очень милые зверюшки. Это были красавцы — коланы, или в общем выражении — морские бобры. Они таращили свои агатовые глаза с нескрываемым удивлением, изредка плавно крутя свою «карусель» через голову. И вновь или лежачее на спинке положение, со сложенными на животиках лапками, или торчали стоя в воде.

морская выдра - колан
морская выдра — колан

Удивительные животные! Вдобавок и ОЧЕНЬ ценные по своему меху. Мех чуть ли не первый в мире по износостойкости, в воде не намокает. У этого животного целый ворох собственных секретов! Даже камень плоский, чтобы разбивать раковины моллюсков он носит в собственном «кармане»)) Это у него есть под левой лапой определенная складка, как карман, где у него и камень, и прихваченная к обеду раковина — моллюск. Ложась на спину, он лОжит на брюшко плоский камень и взяв в лапы ракушку разбивает ее прочную «одежду. После лакомится извлеченным моллюском)

Остров является их ОСОБОЙ территорией, под охраной государства. Промысел, любая агрессия в отношении этих ценных пушных зверей приводит к наказанию, в виде огромных штрафов.
Вместе с тем вспомнил случай, от которого ШИРОКО РАСКРЫЛ ГЛАЗА, и подбирал открытую челюсть))

Как то по зиме нагрянул в гости друг с этого острова. Нет, не прямо с острова да ко мне на чай.
Что то решал в штабных кабинетах, ну и заглянул в свободную минуту, как и обещал, на мое приглашение.
На пороге, в маленькой прихожке, как и водится, разулся, скинув хромачи на тонкой кожаной подошве. Я обратив внимание на довольно холодную погоду, спросил —
— Ногам не в кайф, мерзнут?
— Не, как в бане) — Коля с улыбкой указал на носки.

Да, что то типа кожа с мехом вовнутрь. Я поинтересовался —
— Баклан, что ли?
Дело в том, что я встречал уже в реале носки из шкурки бакланов. Эта птица, под вид утки, имеет крепкий опушек под пером, что ей создает комфорт в морской холодной воде. Не промокает и оч. хорошо держит тепло. Снимают аккуратно шкуру чулком, выделывают, и горловина, как отверстие носка, для входа ноги.  Угрызения в сторону! Тепло для ног обеспечено)

— Да какой баклан! — друг ухмыльнулся — Бери выше — колан!
— Ты чего это, тебе за такую шкуру могут и собственную спустить! — я недоуменно уставился на него.
— Так это если без сапог ходить! — он задорно рассмеялся — а если по чесноку, то нашел я его бедолагу в обрывках сетей. Он с огорчением вздохнул.
— Свежий был еще, но уже не живой. Вот и решился… чтобы значит не пропадать такому добру.
— Мда… — тут уже я поскреб затылок — конечно, если его на голову, то есть на вид, а носки как бы упрятаны. Переглянулись, и прошли на кухоньку, где нас ждал стол и традиционная бутылка)

Вот не могу, чтобы не отвлечься) Ну, это пока летим во Владивосток. Поехали от приземления!

Встречай, город Владивосток !

Не хочу сравнивать с тем, что нынче. Тот был родной, любимый, теплый и уютный. Может время, а скорее всего открытый ДОПУСК! И хлынули ВСЕ, кто рассчитывает ОБОГАТИТЬСЯ!
А это, как говорят — Везде хорошо, где нас нет!

Ну, а мы ступили на приморскую землю. Это поведет нас к третьей части повествования, с более «яркими» событиями) Читайте —

 Анатомия завоза. Часть 3

 

1 комментарий к “Анатомия завоза. Часть 2”

Оставьте комментарий