Анатомия завоза

Начинал в виде записей. Когда сложились приличные по тексту объемы, решил объединить.
Вот так и появилась данная повесть АНАТОМИЯ ЗАВОЗА!

Эта повесть сложилась из суровых курильских будней, что напеты не только романтикой!  Конечно, невообразима красота местной природы. Сопки, вулканы, горячие источники, растительный и животный мир.  Правда граничит эта «красота» в постоянном сплетении с изменчивой, коварной курильской погодой.

Этот суровый «судья», в виде штормов, циклонов, землетрясений может наказать за проявленную нерадивость, или легкомыслие в отношении предъявленных требований. Об этом есть рассказ — БЕЛЫЕ СКАЛЫ, где и описан случай с трагическим исходом… 
Случаев подобных не один к сожалению, они правдивы и реальны. Никогда не будут забыты и жертвы прошедших землетрясений. Всем им от нас — СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ!

Перенесемся к нашей повести Анатомия завоза. Речь пойдет о важном — для жизни и службы воинских подразделений на Курилах, мероприятии, как Основной завоз.
Таких нужных, крайне необходимых доставок по всем островным подразделениям. Это продовольствия, вещевое, это и овощи, и техника с ее ЗИПами.

Подобные доставки, под названием ЗАВОЗ,  осуществляются раз в году, в весенне-летний период. Это основное снабжение, от которого в большой степени зависит б/состояние частей и подразделений. Потому и внимание к такому мероприятию приковано и высших органов М.О.
Ну, а мы — простые «пешки» этого механизма, как винтики обеспечивали его исправность) То есть от нашей слаженной работы во многом и зависел успех подобных операций!

А вот КАК и ЧТО происходило в реальности, мы и узнаем прочитав ПРАВДИВУЮ, РЕАЛЬНУЮ повесть —

 

АНАТОМИЯ ЗАВОЗА

Часть 1

 

Экспедиционный завоз

 

Любой дом, квартира, хата — там, где проживают люди, требует пополнения продуктов, вещей, лекарств, и прочих жизненно важных, и необходимых атрибутов.  Для того и отработаны пути (логистика) посещения магазинов, и нужных нам заведений.

По той же жизненной схеме протекает и островная жизнь. Разница лишь в том, что подобие «лавки с товарами» едет, добирается  уже к вам — морским транспортом, по морским дорожкам. Так называемый Завоз, или Экспедиционный завоз.

Вот о подобных завозах и пойдет это интересное повествование.
Все предоставленное ЗДЕСЬ — есть правдивое описание, порою сопряженное с рисками, трагедиями, ЧП, иногда и смешными происшедшими событиями.

Ну, что же, в дальний путь, и СЕМЬ ФУТОВ ПОД КИЛЕМ, НАМ!

/Есть японская поговорка — Кто не бывал на Фудзияме — тот дурак!
Кто бывал на Фудзияме дважды — тот дважды дурак! /

Это касается и участников завоза, или в частности сопровождающих перевозимые груза, с конечной доставкой их получателям на точках.
Груза по спецификации различные — это продовольствие, вещевое, культпросвет, техническое, медицинское и т.д.
Даже магазин от «Военторг-а» следует с кораблем — сухогрузом. А это уже «ДЕФ ЦИТ» Да! Порадовать жен военных, в виде неких дефицитов тех времен. Это ковровые, меховые изделия, одежда с импортным шмутьем, в виде джинсы, ветровок, обуви. Много всякого ассортимента, что ПОЧТИ никогда не увидеть в простых «Военторг-ах» Ну, и водка,  вино подзатаренная  самим «магазинщиком» от Военторга. Это уже его хитроумные ходы в подкупе местных аборигенов на ту же икру и рыбу)

 «Черная» метка, или «Счастливый» билет.

Тут уж кому и как «повезет» (см. выше ЯПОНЕЦКУЮ ПОСЛОВИЦУ — «Кто не бывал на Фудзияма…))

По пятницам, за редким исключением, в полку ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ читка приказов. После чинного восседания за столами штабного класса, в течении часа, добросовестный люд — из офицеров и прапорщиков полка разбегался в разные стороны. Лишь бы с глаз командиров подальше!

Вот в этом пресловутом классе и выпадал некоторым «счастливый» билет — покинуть дом, жену (у кого таковые имелись), родные пенаты, и окунуться в распахнутые объятия неизвестных событий! Командировка, как некий «хлыст», что обжигает шкуру сидящего, и ничего не подозревающего бедолаги)

Сидящие напротив офицерского состава командир, нач. по (начальник политотдела), н.ш (начальник штаба) могли бы писать картины, даже без всякого масла — одним грифелем карандашным, глядя на эти лица! Лица тех, кому нежданно вручили подобный «счастливый» билет — попасть в группу сопровождения по Экспедиционному завозу.

Наверное, нечто похожее на рыбу, что судорожно глотает воздух, и смотрит — ничего не видя, округлившимися глазами!
— Приказ понятен, таищ…  (далее по званию) Такой-то?
В ответ сиплое от перехваченного неожиданным «подарком», горла —
— Так точно.

Я этих завозов прошел… нет, легче сказать, сколь раз не попадал на подобное мероприятие! Почти каждый год. То есть был в этом поднаторевший, с «бронированной шкурой»,  и уже спокойно принимающий подобные «выстрелы» в свой адрес. Были и друзья по подобным походам, которые относились так же, без излишних трепыханий. Были те, кто покрывались нездоровым пунцовым «румянцем», и лишь бормотали в отчаянии —
— А почему я…, а что же меня то, а я тут не того…
— Садитесь, таащ такой то, вопросы после совещания! — четко, металлически звучал ответ на подобный лепет до смерти напуганного.

А уж ЗАВОЗ — это очень сурово. Это не просто командировка туда — назад!
Дело в том, что такие заезды — это не день, два, пусть даже пара недель. Завозы затягивались на долгие сроки. Помню, как в один из таких заездов, мы прождали сухогруз три месяца! То есть, завезенное на один из причалов грузового порта Владивостока, принятое нами имущество ждало судно под погрузку порядка трех месяцев. Добавьте к этому переходы между точками, разгрузки, порой от трех и более суток. А иногда условия непогоды, что заставляют отстаиваться, прятаться за могучими спинами островов. Все это еще дополнительно месяц, полтора или больше.

Вот идти ДОБРОВОЛЬНО в подобные условия КОНЕЧНО вряд ли найдутся добровольцы.
А потому и воспринимались подобные «приглашения» как некая «черная метка», или «счастливый билет» — хорошо еще не в один конец (Чур меня»!)
Как бы не складывались обстоятельства, но команда была сформирована, роли распределены и задачи всем поставлены.
Группа сопровождения грузов, присев, изготовившись ждала команды — «Пошел!». То есть —  Поехали…

В долгий путь

Выезжали из полка в середине (третьей четверти) апреля. К майским праздникам были во Владивостоке. Дружная «ватага» будущих «бурлаков» на море держалась во время поездки сплоченным коллективом. Не было — Я пойду налево! Или — Ты иди лесом! Все дружно и вместе следовали по маршруту Г. Ключи (Итуруп), п. Буревестник (Итуруп), Ю. Сахалинск (Хомутово.  Сахалин), Владивосток.

Главное — вылететь из Буревестника. Все здесь в руках матушки — погоды. Здесь она — командир, и ей все остальные подчиняются!
На Сахалине уже без задержек, в сторону материка — это вам не обратный путь авиацией!

Ю-Сахалинск
Ю-Сахалинск. аэропорт Хомутово

Сахалин, как первый признак цивилизации! Аэропорт — и ресторан, и буфет со свежим бутылочным пивом. Какое приятное впечатление тем, кто забыл даже как выглядит бутылка пива «Жигулевское»))

Если позволяло время до отлета во Владивосток, значит торжественное посещение ресторана. Он был на втором этаже аэропорта, и мы не могли проворонить наш вылет. Ну… если, конечно, не «нажраться»)) Но, такого за мою длительную практику НЕ НАБЛЮДАЛОСЬ от слова (совсем)

Коллектив по численности около десятка человек. Возглавлял такую бригаду старший (он же начальник Завоза). Это один из полковых старших офицеров. Зачастую кто-то из более свободных майоров, или зам по тылу. Фигура значимая, ответственная за успех проведения снабжения отдельных подразделений.

В моей памяти, в ее кладовых, есть и такие моменты, когда подобные начальники хватались за голову, в поисках пропавших сопровождающих, или их вызволения из владивостокской гарнизонной «кутузки» (читать как ГАУПТВАХТА» А это во Владивостоке, особенно сухопутчикам, как мы — дело секундное))

Вот мы подобным дружным коллективом и размещались в ресторане за парой сдвинутых столиков. Официанточки подобные заходы военной «братии» лишь приветствовали. Они знали, что офицеры — не зажимной, в целом народ!

Хотя… не забыл такой случай:
— Сидел рядом со мной, за подобным общим столом один майор. Заказали мы тогда и первое, и второе, и салаты, и выпить! Ну а как без этого! Рассчитала нас официантка сразу, что бы мы не напрягались по окончанию трапезы.
И вручила, с нашего согласия по одному билетику «Спорт Лото» каждому.

Майор, показывая игнор к подобному «нездоровому азарту» порвал свой билет на четвертинки, и кинул в тарелку с остатками борща. Кто-то вел с напарниками разговор, а меня подпихнул вбок друг Вовка. Он глазами показал на демонстрацию брезгливых движений рук майора.

— Щас, Вовик, подожди, попробую его крутануть — проговорил я потихоньку товарищу. Положил руку на сгиб руки майора и обратился к нему —
— Василь Васильич, я вот такой случай вспомнил… Как-то в Хабаровске то же в кабаке сидели, и официантка так же дала на сдачу по билетику. Я дурак отдал свой карифану из Хабаровска, и улетел, и забыл об этом. — я специально, закончив фразу,  принялся вилкой подцеплять сосредоточенно горошину из винегрета. Майор с нетерпением подпихнул меня локтем —
— Ну и че, Саня дальше то?
— А а, да че… да ни че… жалел потом, и костерил себя! Друг оповестил, что авто выпало! — И я отвернулся от майора.

Разговаривая оживленно с Вовкой, мы незаметно наблюдали за майором. И было за чем! Скосив глаза влево-вправо, тот, как бы отодвигая, переставляя тарелку с остатками борща, двумя пальцами отлавливал клочки порванного билета. Потом зыркнув по сторонам, торопливо совал мокрые от борщовой жижи, и остатков жира бумажки, в карман новенького ( муха не сидела) кителя.

Сколько интересных, порой безалаберных, а для кого-то и плохо кончивших историй, помнил я по этому аэропорту. Отвлекусь, если разрешите)

Военлет 1 класса

 

военлет
военные летчики 1 го класса

Военный лётчик 1-го класса — лётчик, имеющий установленный нормами определённый налёт на всех типах самолётов (вертолётов) и подготовленный к ведению боевых действий по основному предназначению рода авиации днём и ночью в сложных метеорологических условиях при минимуме погоды в полном объёме курса боевой подготовки.

В Горячих Ключах — нашем поселке и в/городке со спиртным туговато. Ну во-первых  был на то время всего один магазин смешанных товаров, и снабжение от «Военторг-а».
Во-вторых каждый из нас в малочисленном обществе ВЕСЬ с потрохами на виду. И «стук» по клиентам охочих до выпивки — дело немудреное!

Третье- водку в магазине от «Военторг» не продавали! Было шампанское, был коньяк, видимо в расчете на «дворянское» происхождение офицерского сословия. А на деле все по другому), и  как быть  тем, кто не вписывался в подобные стандарты?  Кто считал себя мужиком, что вправе хлобыстнуть сотку грамм нашей водочки, и закусить ее сальцем с хлебушком, и огурчиком, или столовой ложкой икорки красной))

Потому, старались затариваться во время поездки в рыбацкий поселок Курильск, он же и центр районный. Там водка была для местного гражданского контингента в не ограниченном количестве. Узнавали кто и когда едет в Курильск по служебным делам, а ездили часто. Вот и везли, возвращаясь домой в полк пол машины ящиков с водкой по заказу. А после, до полуночи тянулись «заказчики» и получали вожделенное изделие в крупных литровых партиях.

Кто-то просил подвезти, если заказ был не просто несколько бутылок.
Так было и в этот раз…
Постучали по кабине. Я показал водителю — Остановись.
Мы остановились напротив полковой гостиницы. Было уже темно и лишь ярко горела лампочка над входными дверями. Выйдя из кабинки, я прошел к заднему борту.

Там уже один из наших попутчиков полковых сгружал ящики со своей водкой. Поставив один на землю, второй он — развернувшись, было понес ко входу.
В это время на пороге выросла массивная фигура в простом, без погон офицерском бушлате. Я по тихой прижался к притемнённой стороне борта.
» Блин! А командир что тут делает?» — промелькнуло у меня в голове. И только тут заметил за углом гостиницы тихо урчащий УАЗик ком. полка.

Что он в это уже поздноватое время делал в офицерской гостинице, кого посещал, или проверял состояние подобного заведения — для меня невыясненная картина. Окликнул бы, наверное, и старшего машины, но тут случилось совсем неожиданное, и для подполковника — хозяина нашего поселка, полка, и всей гряды курильской)

— Мужик, слышь, возьми, помоги донести ящик с водярой!
И вновь прибывший в полк, невысокого роста капитан, попытался всунуть командиру полка злополучный груз в двадцать пол-литровых бутылок торчащих в деревянном ящике.
— Ты кому это привез? — спокойно, но с металлом в голосе вопросил ком. полка.
— Так проставляться завтра буду! — продолжая держать ящик, и улыбаясь отвечал капитан в летной форме.

— Нач. штаба! — командир повернул слегка голову в сторону входа. Из-за его спины показалась вторая фигура старшего офицера штаба.
— Я, таащ полковник!
— Проверьте документы, кто такой, куда направляется, а завтра чтобы его духа не было!
Грузно повернувшись командир шагнул в темноту, в сторону своей разъездной машины. Я поспешил убраться, пока и на меня, с машиной груженной водкой, не обратил внимание Н.Ш.

И разошлись бы дорожки, пути жизненные, если бы на второй день я не столкнулся с ним снова)
Мне нужно было, по поручению зампотеха найти офицера, что убывал в нашу роту на Ветровое. Остановился он в том же общежитии — гостинице, у которой я вчера и тормозил.

/Забегая вперед… парень этот трагически погиб на Ветровом. Но, об этом своя история, и она впереди! /

Пройдя по длинному, сумрачному коридору, я услышал в одной из комнат шум оживленных голосов. Решил заглянуть — может и литеха там же. Так оно и оказалось. В комнате на двоих, за стоящим в проходе между двух кроватей по холостяцки накрытом столом, расположились четыре человека.

— Ребята привет! — я с порога поприветствовал веселившуюся компашку)
— И тебе не хворать! — ответил крайний. Остальные кто взмахнул рукой, кто кивнул.
— Давай проходи, присаживайся. — Этот же крайний кивнул мне на пуфик, что торчал одиноким пеньком посредине прохода. Сами же они восседали по двое на двух кроватях.

Столешница, прикрытая развернутой газетой, гордо поддерживала три бутылки водки посредине, нарезанные куски хлеба, сало — на отдельной тарелочке, пару открытых банок тушенки, одну с болгарскими огурчиками.
Ну, как бы под выпивку все по-военному организовано)

Я присел на низенький, но мягкий пуфик.
— Я ребята ищу лейтенанта Адамушкина.
— Так вот и я — сидящий ближе к окну парень в тельнике, улыбался, глядя на меня.
— Зачем я тебе понадобился? — задал он вопрос.
— Едем послезавтра, я старшИм, приказали найти, предупредить, и тебя забрать.
— Ну все брат, принято, без вопросов! Завтра я с утра груз готовлю, что поручили туда же на точку забрать.

— Ну, а пока нальем гостю, тем более он вчера и подвез меня!
Ко мне и обратился вчерашний мой попутчик — капитан. Сидел он на левой от меня кровати, ближе ко мне, и широко улыбался.
— Угу) — я ухмыльнулся
— Как командир тебя вчера так еще отпустил по божески))
— Так на мне форма летчика, а у вас в полку все связисты, вот и подумал, что я с авиа полка истребительного, с Буревестника!!!
— Ну, а мне и так туда направление. Наведенец я теперь, там у них на ПНЦ. (Пункте Наведения и Целеуказания — авт) восседать буду. — тут уже он проговорил со вздохом огорчения.

— А так ты кто был до наведенца? — спросил я у него.
— Да кто… летун я, летчик 1 класса.
-Ты ы ы?  — Видимо неподдельное удивление, что вырвалось у меня, неприятно царапнуло его.
— Не веришь чтоль? Ща документы достану! — он стал было тискаться из-за стола, но парни его остановили.
— Да не надо, Коля, мы уже видели, подтверждаем! Это действительно лет 1 класса!
— А вот как влетел на «вынужденное приземление» из летунов да в направленцы, ты уж с нами поделись, коли не секрет!
Мы с вниманием смотрели на капитана.

— Да тут в принципе вы и сами щас вспомните, приказ по войскам наверняка уже был. Ну слушайте!
И он поведал следующую историю:

— У нас проводится смена кодов. Это спец. коды запросов — ответов команд на СВОЙ — ЧУЖОЙ. Меняются (обновляются) в определенное время.
Любой воздушный борт, с принадлежностью нашей страны, при запросе через станцию, отвечает ей в ответ — Я свой! — но говорит это на языке кода.

Вот и послали капитана на боевой машине «Миг» прибыть в Хомутово, на гражданский аэродром с набором подобных АРХИсекретных кодов! Там их необходимо передать по назначению. Вооружен капитан был табельным оружием — пистолетом Макарова, и парой обойм к нему патронов.

Отвели место на стоянке, по предварительной договоренности. Техники подкатили лестницу — трап. Ну как бы все «ОК» — сиди, и жди нарочных от особой службы.
Одно плохо! Заныл «внутренний червь», и очень сильно заныл! Прямо нет мочи, как давил кэпу на мозг — «да сбегай в буфет, хлебани пивка, потуши пожар, что внутри разгорается»!

Покрутился немного, и решил —
— Ничего за пяток минут не случится, туда и назад! — и припустил вдоль полосы грузовой стоянки напрямки к вожделенному зданию…

Позади осталась брошенная наспех летуном — капитаном его серебристая птица с гордым названием Миг. А в узенькой пилотской кабине на кресле летчика — спец. коробка с кодами, пистолет в кожаной, коричневой кобуре, с запасной обоймой в кармашке…

Не получилось у летуна в пять — десять минут! Типа прискакать на всех парах к буфету, растолкать локтями жидкую очередь из пассажиров, протянуть приготовленные денежки, прихватить заветное пивцо, бутылочек так… ну немного! И назад, и назад.

Ничего не вышло, стоило лишь хлебнуть первые полбутылки божественной жидкости под названием «Жигулевское»! И откуда друзья всегда в такое время берутся? Вроде вот сам, нет никого, а тут вдруг — и тот знакомый, и тот со мной служил, и этот чуть не земляк… И закрутился наш кэп! Да так, что лишь к вечеру, на квартире у какой-то подруге, вспомнил про свою брошенную «птицу»!

А за это время —
Работали неподалеку от Мигаря, брошенного летчиком, аэродромная обслуга. Или заправляли соседнюю машину, или груза принимали, в общем находились неподалеку. Один из «шустрых» малых, что давно поглядывал на сиротливую машину, с открытым фонарем, решил сунуться в кабину пилота. Быстро поднялся, глянул, быстро спустился.   Но за время этого «быстро» с кресла пилота СДУЛО, как ураганным ветром, и коробку с кодами, и пистолет с коричневой, кожаной кобурой. Хлопец слабо мыслил про такие вещи как оружие, уж не говорим про коды — тут он и понятия не имел!

Чуточку отвлечемся!
Сгорела казарма л/с в Буревестнике. Здание сухое, крашенное полыхнуло, и превратилось в пепелище за считанные десяток минут. Сгорел солдатик, не успели выхватить, сгорело все оружие.

Нашлась гнилая душонка, что из пепла «курканула» остатки ПМ-а. Особисты заставили СЕЯТЬ через мелкую сетку (считайте лукошко) пепел, пока НЕ БУДЕТ найден пистолет (его остов обгоревший). Поняв всю бесполезность, подкинули назад уворованную обгоревшую пропажу!

Здесь же, при утрате сов. секретных кодов, да плюс табельного оружия, машина завертелась на всех особистских парах!
Не будем вдаваться в детали, все было найдено, и все наказаны! Капитан от слова «ПИВО» покрывался багровыми пятнами, и шипел, что «Больше так НИКОГДЫ не будет» Но дело сделано — снят с летной должности, и переведен в наведенцы при ПНЦ при ИАП (Истребительно Авиационный полк)

Наведенец
Наведенец ИАП

Пункт наведения и целеуказания — пункт управления находящимися в воздухе самолётами (вертолётами), предназначенный для вывода летательных аппаратов в район боевых действий, наведения на воздушные, наземные, морские цели и обеспечения нх безопасности от поражения своими средствами ПВО. Развёртываются в районах зенитных частей сухопутных войск и на кораблях.

Тяжело ли, легко отделался — не нам решать! Мужик взрослый, пусть сам думает, а нам дальше!
Мы закончили 1 часть повести про завоз, точнее — Экспедиционный завоз.
Но, впереди нас ждут новые, увлекательные подробности этих логистических перемещений из пункта «А» в пункт «В»)
Читаем далее —

АНАТОМИЯ ЗАВОЗА

Часть 2

 

Оставьте комментарий